Карпентье́р Алехо (Carpentier) (1904-1980), кубинский писатель. В романе «Царство земное» (1949), «Век Просвещения» (1962), «Весна священная» (1978), развивающем сюжетно-образную символику балета И. Ф. Стравинского, повестях («Концерт барокко», 1975) - вера в возможность гармонизации природного и духовного начал человека - созидателя истории, воплощение концепции «чудесной реальности» Латинской Америки, где во взаимодействии рас и народов свободно творится «новое человечество» и его культура.
* * *
КАРПЕНТЬЕР Алехо - КАРПЕНТЬЕ́Р (Carpentier) Алехо (26 декабря 1904, Гавана -24 апреля 1980, Париж), кубинский писатель, эссеист, музыковед.
Родился в смешанной семье - француза и русской. Как личность сформировался на Кубе; в детстве он некоторое время прожил в России, духовное родство с которой ощущал на протяжении всей своей жизни, но изначально был ориентирован на европейские культурные ценности. В 1927 Карпентьер выступил с протестом против диктатуры в составе оппозиционной «Группы меньшинства», за что подвергся тюремному заключению. После освобождения эмигрировал во Францию, где провел одиннадцать лет жизни (1928-1939).
В Европе открыл для себя Латинскую Америку, изучал ее историю и культуру. В Мадриде вышел его роман «Экуэ-Йамба-О!» (1933). В 1939 возвратился на Кубу. В 1944 совершил поездку на Гаити, в 1945-1959 жил в Венесуэле, где окончательно сформировалось его «континентальное сознание». Здесь вышла его повесть «Царство земное», навеянная впечатлениями от Гаити, здесь вынашивался роман «Потерянные следы» (1953). Основу романа составляют философские размышления о творческой личности и современной цивилизации в их соотношении с аутентичной культурой Латинской Америки. Сопоставление писателем двух противонаправленных позиций, двух миров - «своего» и «чужого» - приводит к их обоюдной дискредитации. Эта коллизия воспроизводится и в романе «Век Просвещения» (1958, опубликован в 1963 ),
В романе «Превратности метода» (1974) Карпентьер вновь сталкивает две антиномичные картины мира, персонифицируя их в фигуре диктатора. Писатель виртуозно реализует основной мотив своей поэтики - существование в промежуточном пространстве, в зеркальной взаимообращенности культур. В 1974 увидела свет повесть с многозначным названием «Концерт барокко», в которой писатель пытается объяснить, что барокко в его понимании не исторический стиль, а «общечеловеческая константа», которая в латиноамериканском контексте означает «обретение порядка через беспорядок».
В 1978 Карпентьер создал роман «Весна священная». В этом романе Латинская Америка впервые выступает как самостоятельный субъект исторического действия в составе мировых культур. На этот раз «оправдание» латиноамериканской истории автор ищет не в западноевропейской, а в русской культуре, видя концентрированное ее выражение в творчестве Стравинского. Практически одновременно с «Весной священной» он заканчивает повесть «Арфа и тень», посвященную Колумбу (см. КОЛУМБ Христофор). Эта книга, ставшая духовным завещанием Карпентьера, говорит о неизбежной трагичности всякого исторического, т. е. творческого действия, основной смысл которого - в самом факте индивидуального подвига, свершения; сам же образ Первооткрывателя воплощает в себе будущую судьбу Латинской Америки, ее вечную раздвоенность между «здесь» и «там».
В творчество Карпентьера отразилось наивысшая концентрация латиноамериканского типа художественного сознания, удерживающая в себе все ключевые проблемы, концепции и мифологемы культуры Латинской Америки.